Цены на китайские авто в России могут снизиться на 10–15% в 2024 году

Дата публикации: 12 декабря 2023 года в 16:57.
Категория: Авто.

На необходимость для китайских автопроизводителей снижать цены минимум на 10–15% в 2024 году указали опрошенные эксперты. Только таким образом, по их мнению, бренды из КНР смогут повысить продажи в России и выйти на заявленные ими планы по наращиванию своей доли рынка.

Будут ли снижаться цены на автомобили в России, когда стоит ждать таких перемен и когда совершить покупку с максимальной выгодой, рассказали Autonews.ru участники рынка.

«В 2023 году китайские автобренды в России продадут около 530 тыс. автомобилей. Получается, что с учетом результата АвтоВАЗа, «Москвича», Evolute, ГАЗ и других отечественных брендов, в России будет продано около 1–1,04 млн машин. В 2024 году, согласно моим расчетам, китайцы хотят продать 1,2 млн машин, и это еще не по максимальному варианту. Таким образом, с учетом работы всех представленных в стране брендов, объемы общих продаж должны составить 1,7–2 млн единиц. И главный вопрос в том — как этого можно достичь?» — говорит автоэксперт и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев.

Он указал на главные факторы, которые значительно сдерживают спрос на автомобили уже сейчас. Например, подорожание автокредитов, выдача которых, по его оценкам, значительно сокращается.

«Средняя ставка — это по новым автомобилем 14%, а с пробегом — 20%. Из-за этого автомобили становятся существенно дороже. Часть покупателей просто перестает покупать автомобили в кредит. Некоторые производители говорят, что некоторые берут кредит только чтобы получить обещанную скидку, после чего закрывают всю сумму через месяц. Но это не массовая история. Льготное автокредитование от Минпромторга может помочь только АвтоВАЗу и Haval. Получается, что инструментов для снижения цен нет. Остается только резко демпинговать», — заявил Мосеев.

Автомобили в России по итогам 2022 года в среднем подорожали на 24%, при этом иномарки — сразу на 40%. С начала 2023 года цены на иномарки в России выросли на 8–14%. В сентябре средняя цена на автомобиль составляла 3,03 млн руб. (в августе — 3,13 млн, в июле — 2,85 млн), а в октябре она опустилась до 2,89 млн руб. Теперь, по мнению Мосеева, брендам пора начать пересмотр ценовой политики.

«Специальные программы запустили Changan, Haval, Chery также объявила программы поддержки, очевидно, что скоро подключится Geely. «Крупняк» понимает, что им нужно выкупать трафик покупателей на рынке. Они пока не готовы резко и кардинально снижать цены, но уже начали игру на понижение. Все смотрят за конкурентами и следуют за рынком», — сказал Мосеев.

«Конкуренция растет. Конечно, тут автодилерам не позавидуешь: в новом году дилерская доходность будет падать в угоду более выгодным предложениям. Более того, производители уже сейчас требуют, чтобы дилеры выкупали большее количество автомобилей. И стоки непроданных автомобилей растут. И это при нынешних поставках. А если они вырастут в два раза — как-​то их придется распродавать», — отметил эксперт.

По словам Мосеева, в 2023 году дилеры получили от покупателей «небывалую сумму в рублях за автомобили». Он признал, что доходы той целевой аудитории, которая изначально выбирает покупку новых автомобилей, продолжают расти — эти клиенты, отмечает эксперт, всегда были более защищены с экономической точки зрения от турбулентности на рынке.

«Но эта аудитория не вырастет в два раза — пропорционально планам по повышению продаж новых автомобилей. Значительная часть покупателей сейчас ушла на вторичку — вместо новых машин за 3–3,5 млн руб. они покупают автомобили с пробегом за 2 млн руб. Чтобы эти покупатели пришли за новыми машинами, цены на них должны упасть до 2,8–2,9 млн руб. А еще должна снизиться кредитная ставка», — пояснил Мосеев.

Летом дистрибьютерская маржа на автомобили в России достигала 30–40%, заявил Мосеев. Это без учета дополнительных 5–6%, которые сверху зарабатывали дилеры.

«В июле-​августе я смог получить данные по нескольким популярным китайским автомобилям, которые продают в России. Я узнал, по каким ценам они выходят с завода, сколько составляет растаможка, утильсбор. До повышения утильсбора маржа дистрибьютора составляла 30–40%. При этом для дистрибуции нормальная маржа — это 17–20%. Потому что огромные деньги уходят на маркетинг, гарантийную поддержку, финансирование стоков. И еще 5–6% сверху — это маржа дилера. Получалось, что 20% в цене были «лишними». После повышения ставки утильсбора в августе, получается, что 10–15% от цены можно убрать», — говорит Мосеев.

Прогнозы понижения ценников дали и еще несколько СМИ.

В то же время дилеры как обычно пугают "традиционным" повышением цен в новом году. Типа: хватайте прямо сейчас. Впрочем, они каждый год так делают.

Новости по теме